Натуральное возмещение по ОСАГО в 2020 году: что это такое, как и когда получить компенсацию ущерба

ОСАГО

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Кто отвечает за качество ремонта

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Что такое натуральное возмещение

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Натуральное возмещение по ОСАГО было введено тогда, когда страховые компании начали терпеть убытки. Казалось бы, фирма должна получать прибыль за счёт того, что оказывает услуги. Но это не так. Многие организации часто жаловались на то, что владельцы легковых автомобилей после ДТП получают значительные суммы. Именно тогда и была предложена форма в натуральном виде.

Для второй гражданской стороны предусмотрено достоинство, что можно получить в течение одного месяца полный комплекс услуг, но, не отстаивать свою правоту в длительные сроки.

Натуральное возмещение по ОСАГО в 2020 году: что это такое, как и когда получить компенсацию ущерба

Среди плюсов отмечается следующее:

  1. Степень износа не входит в перечень при экспертизе ущерба.
  2. Сам пострадавший может выбрать для себя подходящий вариант ремонтной фирмы.
  3. Возмещение убытков происходит при аварии с участием двух водителей, а также при других разновидностях.
  4. В списке всех автомастерских будут идти те, которые проводят ремонтные работы по гарантийным обязательствам.

Оценить всю ситуацию можно будет только после того, когда натуральное возмещение ОСАГО действовать будет уже на протяжении какого-либо периода времени.

Все нормы, касающиеся обязательного автострахования, в нашей стране регулирует Федеральный Закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который был принят в 2002 году и постоянно изменяется путем внесения поправок в него.

Последние поправки к этому законодательному акту вступили в силу с 1 июня 2018 года и заключаются в следующем:

  1. Сумма страхового возмещения при оформлении европротокола была увеличена в 2 раза с 50 до 100 тысяч рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области она осталась равной 400 тысячам рублей)
  2. Появилась возможность оформить европротокол, даже если стороны ДТП не пришли к компромиссу. Но для этого автомобили должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.
  3. Владельцам автомобилей не будут выдавать дубликаты электронных полисов ОСАГО, а для контроля инспектору ГИБДД достаточно будет предъявить полис в электронном виде.
  4. Была принята новая форма бланка извещения о ДТП

С1 октября 2019 года должны вступить в силу изменения, которые уравнивают выплаты, доступные к получению при оформлении ДТП с привлечением ГИБДД или без него. Максимальный размер страховой выплаты (и по европротоколу тоже) составит 400 тысяч рублей для всех регионов России.

Натуральное возмещение по ОСАГО в 2020 году: что это такое, как и когда получить компенсацию ущерба

Ранее пострадавшая при ДТП сторона могла выбрать форму предоставления компенсации: денежную или материальную. Однако с апреля 2017 года приоритетной формой возмещения ущербы был установлен ремонт (то есть натуральная форма компенсации). Такое решение было принято в целях препятствования реализации мошеннических схем, связанных с необоснованным получением материальной компенсации.

Натуральная форма возмещения по ОСАГО позволяет не учитывать износ машины, но вместе с тем на практике при ее реализации водители сталкиваются со множеством проблем. Например, сервисы часто используют неоригинальные детали или устраняют повреждения не полностью. В таком случае водитель может провести независимую экспертизу и требовать у страховой возмещения ущерба через суд.

По новым правилам в течение месяца после обращения потерпевшего в страховую компанию, она должна произвести ремонт автомобиля в выбранном автосервисе (СТО), расстояние до которого не превышает 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего, автомобили сроком использования менее 2 лет отправляются к официальному дилеру. Часто адреса СТО согласовываются с водителем еще в момент заключения договора ОСАГО.

При ремонте на СТО запрещено:

  1. использовать б/у детали
  2. использовать неоригинальные детали
  3. производить ремонт деталей вместо их замены

На все выполнение работы СТО предоставляет гарантию (от 6 до 12 месяцев в зависимости от вида работ).

В случае превышения ремонтом срока 30 дней, за каждый день просрочки страховая компания обязана заплатить неустойку.

Если пострадавшего не устраивает качество ремонта, он может написать досудебную претензию страховой компании.

Как получить денежную компенсацию по ОСАГО

Несмотря на приоритет страховой выплаты в натуральной форме, закон все же оставляет возможность водителю получить компенсацию деньгами. Это можно сделать в следующих случаях:

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению
  2. если стоимость ремонта превышает максимальный лимит (400 тысяч рублей) и собственник не желает оплачивать разницу
  3. если ремонт будет продолжаться более 30 дней
  4. если СТО отдален более чем на 50 км и страховая компания отказывается оплатить транспортировку автомобиля
  5. если в результате ДТП поврежден не автомобиль (например, пострадал ноутбук или разбит телефон)
  6. если вина в ДТП признана обоюдной

Натуральное возмещение по ОСАГО в 2020 году: что это такое, как и когда получить компенсацию ущерба

Существует определенный перечень случаев, когда пострадавший или виновник аварии может получить денежное возмещение.

В денежном выражении компенсация выдается:

  • при невозможности восстановить автомобиль, т.е. при его максимальном повреждении;
  • если водитель в результате аварии погиб или получил тяжелые травмы;
  • инвалидам первой и второй категории .

Поправки к первому варианту закона также предусмотрели еще две возможности получить страховую компенсацию деньгами:

  • стоимость ремонта превышает максимальную сумму возможной компенсации, установленную в настоящее время;
  • страховая организация не может организовать ремонт на той станции, которая ей предлагалась и была выбрана страхователем.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Еще по теме  Как вернуть деньги за ОСАГО полис на автомобиль описание процедуры составление заявления на выплату суммы страховки а также сроки возврата и сумма пошлины

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Существует перечень тех ситуаций, по которым производится выплата.

Она выдаётся на практике при следующих ситуациях:

  • не восстановите автомобиль. В этом случае можно говорить о тотальном риске гибели;
  • водитель погиб или находится в критическом состоянии;
  • вы инвалид 1 или 2 группы.

Горячая линия с автоюристом.

По состоянию на нынешний год изменений тарифов не произошло. Но уже имеются идеи о том, чтобы руководство компаний получили право менять тарифы по своему собственному усмотрению.

Если говорить о новых изменениях, то взыскание денег из страховой фирмы выполняется в следующих ситуациях:

  1. Стоимость на процессы превышает компенсационные выплаты в максимальном размере.
  2. Страховая компания не способна оказать услуги.

Требования к сервисам и страховщикам

Стоит помнить, что при разработке проекта дополнения коснулись и сервисов, а также компаний.

Обязательными условиями для выполнения работы считаются следующие:

  • предлагаемые мастерские обязаны располагаться, не более чем на 50 км от места аварии или от адреса проживания клиента;
  • если же причина состоит в удалённости, то тогда компания должна оплатить транспортировку автомобиля до мастерской;
  • срок на выполнение процессов составляет 1 месяц. Когда случается просрочка, то за каждое число начисляется штраф. Сумма составляет половину процента от стоимости возмещения за каждый день;
  • контроль за совершаемыми процессами по ремонту;
  • исключение всех недобросовестных СТО.

Всё это должно отслеживаться компанией по автострахованию, потому что, в противном случае на неё будет наложен запрет. Он предусматривает ограничение на работу на срок от одного года. Решение принимается Центробанком.

Если говорить об автосервисах, то следует выделить ответственность.

К ней относится:

  1. Нельзя при проведении работ использовать те детали, которые уже были в употреблении. В этом случае больше везёт владельцам, которые имеют старые автомобили.
  2. На повреждение транспорта, которое было устранено, должна предоставляться гарантия. Она варьируется от полугода до года, в зависимости от проводимой операции.
  3. Ремонт осуществляется только в срок, который установлен законом. На это не влияет сложность и наличие деталей. При отклонении на компанию накладываются штрафные санкции.

В законе предусмотрен ряд требований к страховым организациям и автосервисам, которые они должны выполнять, если собираются работать в рамках законодательства.

Страховщики обязаны

  • предлагать мастерские, удаленные не более чем на 50 км от места совершения ДТП или адреса, где проживает пострадавшее лицо;
  • если такой мастерской предложить не получается, и заявитель согласен на более удаленный вариант, то страховая компания обязана оплатить транспортировку поврежденного авто в мастерскую;
  • выплачивать пени пострадавшему за каждый день просрочки, так как предельные сроки ремонта составляют 30 дней. Сумма ежедневной пени составляет полпроцента от общего размера возмещения.

Также страховые организации теоретически обязаны контролировать качество ремонтных работ и исключать из своих списков недобросовестные сервисы, так как вся ответственность за результаты ложится на них, а не на ремонтников.

Получение денежного возмещения

Процедура ответственности заключается не только в выплате компенсации. При появлении многочисленных жалоб страховая организация может на один год лишиться права на натуральные возмещения, и будет обязана производить денежные выплаты. Данное решение к страховым организациям должен принимать Центробанк.

Закон с последними изменениями выдвигает целый ряд требований и условий к автосервисам, которые будут заниматься ремонтом с оплатой работ от страховых организаций. Все эти требования нацелены на защиту интересов заказчиков:

  • во время ремонтных работ запрещено использовать детали, бывшие в употреблении, т.е. при сильном повреждении больше всего выигрывают владельцы старых автомобилей;
  • на каждую отремонтированную единицу техники ремонтники обязаны предоставлять гарантию на полгода или год в зависимости от операции;
  • ремонт должен производиться в течение 30 дней, несмотря на уровень его сложности и состояние с наличием деталей.

С одной стороны, наличие договора со страховой организацией обеспечивает автомастерскую постоянной работой, а с другой стороны переводит всю ее деятельность на безналичный расчет, к чему готовы не все, привыкшие работать за наличку, предприниматели.

Законодательная база

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Меняем сервис

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Когда отказаться от сервиса?

Натуральное возмещение с 28 апреля становится преобладающим вариантом обеспечения страхового полиса, но закон оставляет заказчиками возможность отказаться от этого навязанного сервиса и получить денежную компенсацию.

Кроме ранее перечисленных вариантов обязательной выплаты страховки в денежной форме, страхователь может отказаться от ремонта в следующих случаях:

  • страховая организация не может предоставить ему СТО, способное выполнить ремонт в установленном законом порядке ( с соблюдением сроков, качества и сохранением страховки);
  • достигнута письменная договоренность между клиентом и страховой организацией об отказе от натурального возмещения.

Второй вариант не выгоден для владельцев не новой техники, так как при начислении и выплате компенсации учитывается износ автомобиля, и сумма страхового возмещения значительно уменьшается. При направлении на ремонт износ автомобиля не учитывается.

Уже с конца апреля натуральное возмещение ущерба по ОСАГО вступило в силу и стало полноправным изменением в законодательстве. Но, иногда можно получить возврат средств своих в денежном эквиваленте. Кроме тех ситуаций, которые были указаны ранее, пострадавший клиент вправе аннулировать договорённость.

Это происходит в следующих случаях:

  • компания не может выполнить соответствующий ремонт в установленном порядке;
  • имеется письменное соглашение между компанией и клиентом.

Второй вариант не всегда будет выгоден по ряду причин. Здесь имеется существенный минус – для владельцев старой техники будет учитываться при выплате износ автомобиля. Сумма при этом уменьшится.

Если виновника ДТП нет в полисе

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Еще по теме  Нужно ли менять полис ОСАГО при замене прав: внесение изменений в полис при смене водительского удостоверения

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Чтобы понять, на какие компенсации по ОСГАО может рассчитывать виновник аварии, нужно вникнуть в смысл обязательного автострахования, которое страхует ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Поэтому если вина водителя не подлежит сомнению, рассчитывать на какое-то материальное возмещение по ОСАГО ему не приходится.

Однако если водитель является одновременно и виновником, и пострадавшим (такое может быть при ДТП с участием более 2 машин), то он может побороться за полагающиеся ему выплаты через признание себя потерпевшим посредством суда. В таком случае есть шанс получить половину от общего возмещения по договору ОСАГО.

Что нужно помнить?

Когда вам предоставляется натуральное возмещение, то стоит учитывать некоторые моменты:

  1. Перед тем как вы подпишете соглашение на обслуживание в той или иной автостанции, стоит прочитать краткие отзывы на форуме либо спросить информацию у знакомых.
  2. При осуществлении ремонтных процессов вы вправе быть в мастерской и следить за проведением процесса.
  3. Когда вы принимаете машину, то тщательно следите за всеми проведёнными процессами.
  4. Только на протяжении 30 дней после принятия автомобиля производятся процедуры.
  5. Если автомобиль молодой и менее 2 лет, то ремонт производится на станции официального производителя.

Как происходит процедура?

Когда не получили отмену натурального возмещения по ОСАГО, то стоит рассмотреть порядок оказания услуги. В нем нет сложностей, но для общей информации он может быть пригоден.

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

В перечень процедур относятся этапы:

  • посещение офиса. Когда обращаетесь в компанию, то вам рассказывают о предоставлении списка СТО, которые занимаются ремонтными работами. Вы выбираете подходящие для себя. Заполняется заявление и получается направление для проезда в тот или иной пункт. Сроки обращения фиксируются в законе, поэтому затягивать не стоит;
  • СТО. На станцию привозится повреждённый автомобиль и подписывается акт. В этом документе указываете, что транспортное средство передаётся в ту или иную организацию. Также аккуратно обратите внимание на зафиксированный срок. Он сравнивается со стандартными датами;
  • итог. После того, когда автомобиль будет отремонтирован, вы должны его принять по акту. Если что-то не устраивает, то подписывать не нужно. В этом случае пишете новый вариант заявления и просите исправить недочёты. Если получаете отказ, то можно обращаться в суд. Закон при вреде автомобилю будет на вашей стороне. Автомобиль страховщику иллюстрировать не нужно после проведения процедуры.

Как видно, ничего сложного при проведении процедуры нет. Главным выступает то, что клиенты не должны теряться в ситуации и в спорный момент отстаивать точку зрения. Именно в таком случае каждый пострадавший сможет получить заявленную помощь.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Расчет суммы компенсации ОСАГО

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

С 2018 года не только для водителей уменьшились сроки подачи заявления на выплату. Теперь у страховщика с момента принятия заявления есть лишь 20 рабочих дней на его рассмотрение (ранее этот срок был равен 30 дням).

По истечении этого срока страховая компания должна возместить ущерб или обосновать свой отказ в этом. За каждый день задержки начисляется пени в размере 1%  от общей суммы выплаты (в случае согласия компании на компенсацию). И здесь тоже произошло ужесточение по отношению к стразовым компаниям – ранее сумма неустойки за просрочку выплаты равнялась 0,11% за каждый день.

Не затронули изменения в законе срока исковой давности по ОСАГО – по-прежнему гражданин вправе подать в суд в течение 3 лет со дня нарушения.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Натуральная форма возмещения ОСАГО

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Как считают компенсацию

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Срок подачи заявления в страховую компанию

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Поправки 2018 года в Федеральный Закон № 40 устанавливают, что водитель обязан предоставить страховой компании все документы о ДТП в течение 5 рабочих дней с момента аварии.

Ранее это срок составлял 15 дней, что оставляло водителям некоторый запас времени на сбор документов. Сейчас же очевидно, что затягивать процесс подачи документов в страховую на возмещение ущерба после ДТП не стоит.

Если у водителя по объективным причинам нет возможности предоставить необходимые документы в течение этого срока, он может уведомить страховщика об этом письмом, приложив к нему копию документов, которые подтверждают непреодолимые обстоятельства (больничный лист, подтверждение брони в отеле и т.п.)

Расчет суммы компенсации

Обязательное страхование общегражданской ответственности было введено в нашей стране с 2003 года. Суть его состоит в том, что при причинении ущерба в случае ДТП страховая компания виновника выплачивает пострадавшей стороне компенсацию. Законом закреплены условия, порядок и суммы страхового возмещения в случае аварии.

На сумму страхового возмещения по ОСАГО оказывает влияние множество факторов, но по действующему закону страховая компания в итоге должна оплатить сумму, достаточную для восстановления транспортного средства (а это и работы, и услуги). Но в правилах ОСАГО также есть пункт, по которому в расчете страховой выплаты принимает участие коэффициент износа автомобиля, именно с помощью него страховщики и пытаются сэкономить.

Еще по теме  Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2020 и 2020 году

Акт осмотра оценщика – это то, на чем основывается расчет полагающейся потерпевшей стороне компенсации, поэтому при проведении экспертизы необходимо тщательно следить за добросовестностью специалиста. Если же результат осмотра Вас не устраивает, есть смысл обратиться за помощью к независимым экспертам.

Обязательное автострахование по своей сути должно гарантировать каждому водителю возможность получить компенсацию за ущерб, нанесенный другим автовладельцем в результате ДТП. Однако на практике, чтобы получить необходимую компенсацию, приходится бороться со страховой компанией.

Очень часто оценщики страховой компании намеренно занижают стоимость ремонта, не замечают скрытых повреждений. И хоть методика по расчету компенсации едина для всех, но вводные данные туда заносятся как раз на основе экспертной оценки, поэтому очень часто водители получают компенсацию в 1,5-2 раза ниже рыночной стоимости ремонта.

Как получить денежную компенсацию по ОСАГО

Если у вас есть сомнения в том, что вам занизили выплату, то придется прибегнуть к услугам независимых экспертов. И если разница в их оценке и оценке экспертов страховой компании составит более, чем 10%, можно готовить документы для судебного разрешения конфликта.

Перед обращением в суд стоит написать досудебную претензию страховщику, очень часто уже на этом этапе (понимая решимость клиента) страховая соглашается идти на диалог и начинает «торговаться». Если предложенные условия вас устраивают, то соглашайтесь.

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

Если в результате ДТП был поврежден только автомобиль и не было нанесено вреда здоровью участников аварии, то стороны могут оформить европротокол. Максимальная сумма страхового возмещения по нему составит 100 000 рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 400 000 рублей).

Если же повреждения более значительны, то на место аварии следует вызвать сотрудников ГИБДД для официальной фиксации ДТП. В случае такого оформления, потерпевшая сторона может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО максимально на 400 000 рублей.

Если же сумма ущерба превышает максимальный лит по ОСАГО, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с целью взыскать с виновника ДТП недостающие средства.

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

Если в случае ДТП пострадавший получил какие-либо травмы или увечья, то максимальная выплата по ОСАГО для этого случая будет составлять 500 000 рублей. Эта сумма является максимальной, а размер конкретной выплаты определяется индивидуально в зависимости от степени тяжести полученных повреждений. Выделяют 3 степени тяжести:

  1. Легкая (незначительное повреждения)
  2. Средняя (нарушения здоровья, не опасные для жизни)
  3. Тяжелая (опасные для жизни травмы и повреждения)

Определяют состояние пострадавшего врачи скорой помощи или того медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший. На основе необходимых обследований они составляют судебно-медицинское заключение, которое затем необходимо будет предъявить страховой компании для получения выплаты.

Если же потерпевший в результате ДТП получил травмы, на основании которых ему установили группу инвалидности, то здесь предусмотрено дополнительное возмещение:

  1. Для I группы инвалидности – 500 000 рублей;
  2. Для II группы инвалидности – 350 000 рублей;
  3. Для III группы инвалидности – 250 000 рублей;
  4. Для категории «ребенок-инвалид» — 500 000 рублей.

Практика показывает, что сложнее всего получить выплаты за легкие телесные повреждения, такие как ушиб головы, потеря зубов, легкое сотрясение мозга. Однако пострадавший должен помнить, что страховая компания ОБЯЗАНА возмещать ущерб и в этих случаях.

Выплата в случае смерти пострадавшего в ДТП

Не всегда ДТП заканчиваются без жертв, достаточно часто на дорогах происходят аварии с летальным исходом.

С 2018 года на получение компенсации при смерти пострадавшего могут претендовать не только лица, находившиеся на его иждивении (как было ранее), но и просто его родственники. Максимальная компенсация в случае гибели водителя составляет 500 000 рублей, из которых 25 000 – это максимум возмещения расходов на погребение, 475 000 рублей – материальная помощь семье погибшего.

Сумма возмещения  500 000 рублей – это выплата для каждого погибшего, то есть если в аварии погибло несколько человек, сумма выплат увеличивается кратно числу погибших.

Несколько лет назад в нашей стране было введено понятие европротокола, то есть водителям была дана возможность оформлять небольшие ДТП без вызова инспектора ГИБДД. Основными условиями оформления аварии по европротоколу являются

  1. отсутствие жертв в аварии,
  2. достигнутое взаимопонимание между водителями (признание вины),
  3. небольшой масштаб повреждений;
  4. участие в ДТП только 2 автомобилей.

При соблюдении этих условий пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную страховую выплату в размере  100 000 рублей, а для аварий, произошедших в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской областях – до 400 000 рублей.

А уже с 1 октября 2019 года максимальная выплата по ОСАГО по европротоколу сравняется с со способом оформления аварии с выездом ГИБДД и станет равной 400 000 рублей для всех регионов страны. При этом, если автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС, то взаимопонимания между участники становится необязательным условием.

Выплата при отсутствии ОСАГО

Полис ОСАГО наряду с водительским удостоверением является в нашей стране обязательным документом при управлении автомобилем. Однако может так случиться, что при ДТП полис будет отсутствовать у одной из сторон происшествия. Сразу стоит отметить, что если у одного из владельцев транспортного средства нет полиса ОСАГО, оформить ДТП по европротоколу невозможно.

Если у потерпевшей стороны не оформлена автогражданка, то это не помешает ему получить страховое возмещение, однако ему нужно будет обращаться со всеми документами не в свою страховую компанию (которой у него нет), а к страховщику виновника. Также если в этом случае оформление происходит с участием инспектора ГИБДД, пострадавшая сторона получит штраф в размере 800 рублей за отсутствие ОСАГО.

Если же полиса ОСАГО нет у виновника ДТП, то он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне лично. Обычно в таких случаях (при отсутствии серьезных травм или человеческих жертв), участники ДТП пытаются урегулировать проблему непосредственно на месте.

В таким случае потерпевший должен предоставить расписку о том, что он получил компенсацию и не имеет претензий. Если же договориться на месте не получается, то следует вызвать наряд ГИБДД для фиксации аварии. Инспектор ГИБДД на месте выпишет штраф виновнику за отсутствие ОСАГО, а вот требовать возмещения компенсации пострадавшему придется через суд.

Максимальная выплата по ОСАГО

Размер страховых выплат по ОСАГО регулируется Федеральным Законом № 40 «Об ОСАГО», контроль за исполнением этого закона возложена на Центробанк России.

В законе прописаны предельные лимиты возмещения ущерба по полису ОСАГО:

  1. имущественный ущерб (если пострадало транспортное средство) – до  400 000 рублей;
  2. ущерб жизни и здоровью человека  — до 500 000 рублей;
  3. компенсация ущерба при оформлении ДТП по европротоколу  — 100 000 рублей.

Независимая экспертиза при ДТП

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

При попадании в аварии водитель обязан сообщить об этом в страховую компанию. Иногда уже после этого компания предлагает выслать на место оценщика, который зафиксирует все детали ДТП и оценит сумму предстоящего ремонта. Иногда такой осмотр машины экспертом происходит позже, но его срок не должен превышать 5 дней с момента аварии, иначе страховая может начать уклоняться от своих обязанностей по возмещению ущерба.

Но как показывает опыт, оценщики со стороны страховой компании действуют обычно в ее интересах, занижая стоимость компенсации ущерба. Поэтому нередко пострадавшему в ДТП водителю приходится обращаться за оценкой к независимым экспертам. И вот их оценка проводится обычно справедливо, и увеличивает стоимость возмещаемого ущерба порой на 100-200 тысяч рублей.

ВАЖНО: Организовывать независимую экспертизу водитель имеет право лишь после того, как его машины уже была осмотрена работниками страховой компании. Иначе есть риск того, что оценка независимой экспертизы не будут приняты во внимание.

Оцените статью
Автострахование Онлайн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.