ДТП без страховки ОСАГО у виновника: возмещение ущерба

ОСАГО

Нормативная база

Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу гражданской ответственности, возникающей вследствие дорожно-транспортного происшествия, с 2002 года является ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Поскольку рассматриваемые правоотношения отнесены к плоскости гражданского права, к ним применяется ряд статей ГК РФ (глава 48 ГК РФ; ст.1079).

Внимание

В случаях игнорирования водителем ТС установленного законом обязательства по заключению договора страховки гражданской ответственности, инспектор ГИБДД применяет нормы административного закона (ст.12.37 КоАП Российской Федерации).

После принятия в 2002 году ФЗ №40 он стал предметом многочисленных дискуссий, что повлекло за собой дачу Верховным Судом ряда разъяснений, закрепленных Положениями Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58.

К сведению

Непосредственное оформление полиса осуществляется в соответствии с утвержденными Банком России Правилами №431-П  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как оформить ДТП?

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

ДТП без страховки ОСАГО у виновника: возмещение ущерба

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Действия при ДТП с виновником без ОСАГО

Статистика исполнения владельцами транспортных средств обязательства по оформлению страхового полиса гражданской ответственности остается неутешительной – лишь 70% водителей садятся за руль с наличием ОСАГО. Таким образом, большое количество ДТП происходит по вине граждан, которые не застраховали свою ответственность по ОСАГО.

Какой алгоритм действий следует выбрать потерпевшей стороне при ДТП с виновником без ОСАГО?

Первый способ. Самым благоприятным исходом ДТП без страховки ОСАГО у виновника будет полюбовное решение проблемы. Плюсы этого варианта очевидны: обе стороны сэкономят достаточно большое количество времени, избегут разбирательств с участием инспекторов ГИБДД, виновнику не придется оплачивать штраф за неоформленный полис.

Однако не всегда можно на месте определить характер повреждений и стоимость их устранения. Поэтому не рекомендуется верить виноватому в ДТП водителю «на слово», особенно в случае отсутствия у него на момент аварии необходимой для компенсации денежной суммы.

Пострадавшей стороне необходимо стребовать составления расписки с указанием сведений о самом событии, о марках авто, участвовавших в ДТП, данные обоих водителей (ФИО, адрес, паспортные данные, номер водительского удостоверения). При этом не лишним будет зафиксировать аварию доступными средствами (например, фото и видео на мобильный телефон).

Условия для возможности оформления европротокола при ДТП для получения выплаты

Подобная модель поведения должна исходить и от добросовестного виновника ДТП, который возместил ущерб на месте аварии (следует взять с потерпевшего расписку о получении денежных средств и отсутствии иных претензий).

Второй способ. Официальное оформление аварии без страховки ОСАГО у виновника со всеми вытекающими последствиями.

Для этого следует вызвать на место дорожно-транспортного происшествия ГИБДД, которые запротоколируют все сведения о происшествии, выпишут виновнику штрафы за все нарушения, включая отсутствие полиса. Если лицо, по вине которого нанесены повреждения транспортному средству потерпевшего, не сопротивляется своей виновности и готово возместить весь причиненный ущерб, проблему решают на основании составленной потерпевшим досудебной претензии без последующего обращения в суд (претензия должна содержать сведения об обстоятельствах ДТП, его месте, маршрутах движения обоих сторон, документ о проведенной экспертизе и само требование возмещения определенной обоснованной денежной суммы).

Для этого, как правило, стороны посещают юридическое лицо, оказывающее услуги по независимой оценке, и получают акт, свидетельствующий о характере повреждений и стоимости их ликвидации. На основании полученного документа осуществляется финансовый расчет между сторонами.

ВАЖНО

Когда инспектор оформляет место аварии, следует внимательно следить за тем, как он описывает произошедшее, все ли учтены нюансы, все ли повреждения (как минимум, видимые без досмотра специалиста) занесены в протокол. Часто инспектора на месте аварии заполняют только основную информацию, а все подробности описывают позднее. Пострадавшим не следует соглашаться на такие действия, поскольку в этих случаях часто дальнейшее оформление ДТП без страховки ОСАГО у виновника осуществляется с опущением многих важных для разрешения конфликта моментов.

Третий способ. Решение проблемы путем обращения в суд. Из всех представленных данный вариант исхода ДТП без страховки ОСАГО у виновника самый длительный и затратный. Однако, это единственный способ стребовать необходимую компенсационную денежную сумму с виновного водителя в случае отказа добровольно ответить за совершенное правонарушение.

Следует также вызвать сотрудников ГИБДД и на основании составленных ими документов по сути произошедшего, обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба.

ДТП без ОСАГО у виновника, если у пострадавшего КАСКО

Если гражданин, понесший вследствие аварии ущерб, имеет КАСКО, ему не следует соглашаться на решение проблемы без привлечения ГИБДД.

Такое поведение может привести в дальнейшем к отказу страховой компании возмещения понесенных трат в связи с последующими авариями, если в ходе проведения экспертизы выяснится, что авто имело повреждения от ранее понесенного ДТП.

Сбор документов для получения возмещения по ОСАГО

Таким образом, единственной правильной моделью поведения пострадавшего с КАСКО с наличием или без полиса ОСАГО у виновного является вызов на место ДТП инспекторов ГИБДД.

Виновник имеет право обжаловать вынесенное постановление. Как правило, такое поведение спровоцировано уверенностью гражданина в отсутствии своей вины и желании привлечь в ответственности третью сторону.

Пострадавшему в представленном варианте следует обратиться к адвокату для доказательства в суде своей позиции. За недостаточностью доказательств, суд может отказать в сути жалобы и оставить предыдущее решение в силе. В таком случае потерпевший получит ранее предписанную денежную сумму.

К сведению

Также суд имеет право направить дело на повторное рассмотрение. Здесь у пострадавшего появляется право на подачу в суд встречного обжалования.

Окончание срока действия страховки можно прировнять к ее отсутствию. Поэтому, если у второй стороны в ДТП просроченный ОСАГО, проблему можно решить мирным путем, путем направления досудебной претензии или подачей иска в суд.

Как показывает практика, страховая компания возмещает ущербы даже за тех граждан, которые не вписаны в полис.

Однако, в дальнейшем, страховщик обратится к виновнику аварии с регрессным требованием возмещения выплаченных потерпевшему средств.

Когда ни одна из сторон ДТП не имеет ОСАГО, наиболее выгодным решением будет мировое соглашение и добровольное возмещение ущерба.

ВАЖНО

Если же ответчик не согласен на выплату, стоит прибегнуть к вызову ГИБДД, поскольку сумма штрафа за отсутствие полиса гораздо меньше, чем затраты, которые необходимо произвести для устранения последствия аварии.

Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.

Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:

  • заявление о выплате,
  • извещение о ДТП,
  • паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
  • а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).

Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:

  • копию протокола об административном правонарушении,
  • постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Еще по теме  Процедура взыскания ущерба с виновника ДТП в 2020 году

А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:

  • справки из медицинской организации,
  • заключение судебно-медицинской экспертизы,
  • документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.

Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.

В Законе об ОСАГО, актуальном на 2020 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.

Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.

А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.

Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.

Согласно Закону об ОСАГО страховщик обязан в течение 20 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, произвести выплату страхового возмещения или выдать направление на ремонт вашего транспортного средства. В то же время срок ремонта машины не должен превышать 30 рабочих дней.

Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит.

Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.

Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой «частичное страхование», то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.

В 2020 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.

Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
  4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
  6. если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
  7. если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
  8. если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  9. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Срок выплаты страховки в 2020 году

Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.

Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.

Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.

Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.

Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.

Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.

Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).

На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.

Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.

  1. Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
  2. Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
  3. Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
  4. Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
  5. Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
  6. Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю«.) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
  7. Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
  8. На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.
Еще по теме  Что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО

Исковое заявление о взыскании ущерба

Возмещение ущерба с виновника ДТП без страховки ОСАГО может осуществляться:

  1. виновным водителем добровольно;
  2. при полюбовной договоренности сторон или на этапе досудебного разбирательства;
  3. по решению суда.

Если стороны решили закрыть проблему прямо на месте аварии, они самостоятельно определяют размер необходимой к выплате суммы или могут обратиться к профессиональным независимым оценщикам, которые дают экспертную оценку состоянию пострадавшему автомобилю и делают заключение с указанием стоимости устранения неисправностей, полученных вследствие ДТП.

Внимание

Если ДТП оформлялось инспекторами, участники обязательно обращаются за независимой оценкой. Оказывают такую услугу юридические лица, имеющие государственную лицензию, дающую право заниматься соответствующей деятельностью.

Непосредственную оценку автомобиля производит профильный специалист, который определяет наличие повреждений, полученных транспортным средством при аварии, и актуальную рыночную стоимость услуг станций технического обслуживания по их ликвидации, а также цены на запчасти, которые следует заменить по причине участия машины в ДТП.

К сведению

В большинстве случаев независимая оценка проводится в течении трех дней с момента обращения граждан за представленной услугой. Стоимость независимой оценки составляет около 4-5 тысяч российский рублей (в зависимости от региона и самой фирмы, например, в Москве за представленную услугу нередко просят 7-8 тысяч рублей).

Доп соглашение при ремонте или выплате

По результатам проведенной работы оценщик составляет акт с занесением в него всей необходимой информации, подтверждающей полученные повреждения и цену понесенного ущерба. Такой акт является официальным документом, прошивается, описывается, скрепляется печатью предприятия, проводившего экспертизу.

На основании полученного от фирмы оценщиков документа пострадавшая сторона составляет досудебную претензию и направляет ее виновному, который принимает или отклоняет требование.

В случае принятия, стороны определяют каким способом буду произведены расчеты (наличным, безналичным, единым платежом или несколькими частями).

Если же виновник отказывается выполнять предъявленные претензии, потерпевшему необходимо обратиться с исковым заявление о возмещении ущерба, полученного от собственника средства повышенной опасности без ОСАГО вследствие ДТП. Составить иск можно как самостоятельно, так и обратившись к адвокату. Второй вариант дает больше гарантий более быстрого рассмотрения дела и получения положительного результата.

После подачи в канцелярию суда соответствующего заявления, назначается дата слушания дела, на котором, на основании описанных обстоятельств, предоставленных сторонами доказательств, суд выносит свое решение. С полученным судебным документом истец идет в Федеральную службу судебных приставов, где открывается соответствующее производство и с виновного в ДТП водителя взыскиваются предписанные судом финансовые средства.

При ДТП без страховки ОСАГО у виновника исковое заявление составляется, как правило, после использования всех возможных попыток мирного решения вопроса.

Иск необходимо составлять с учетом всем правил процессуального законодательства, в противном случае документ не будет принят канцелярией суда до момента устранения всех ошибок в заявлении.

ВАЖНО

При обращении в суд следует учитывать территориальную подсудность, которая, по общему правилу, определяется местом прописки виновного в аварии гражданина. Также, в зависимости от взыскиваемой суммы, дело может рассматриваться мировым судом (до 50 тысяч российских рублей) или судом общей юрисдикции (свыше 50 тысяч).

К самому заявлению необходимо приложить оригиналы:

  • заключения независимого оценщика;
  • уведомление ответчика о дате и месте проведения независимой экспертизы;
  • документ, фиксирующий административное правонарушение (протокол).

В остальном, суть иска по данной категории дел повторяет суть досудебной претензии, с указанием норм закона, применимых к представленным правоотношениям, а также в шапке документа указываются не данные ответчика, а данные суда, в который направляется заявление.

Досудебная претензия

Досудебная претензия – это, так сказать, попытка потерпевшего урегулировать проблему мирным путем.

Составляется досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО лично пострадавшим после полного оформления аварии инспекторами ГИБДД и проведения независимой оценки повреждений авто.

Единой формы досудебной претензии не установлено, поэтому составляется она произвольно, однако должна содержать обязательную информацию:

  • О месте ДТП без ОСАГО у виновника и обстоятельствах аварии с приложением имеющихся фотографий и протокола ГИБДД.
  • Данные обеих сторон, включая средства обратной связи, паспортные данные, информация о водительских удостоверениях, марках машин, регистрационных номерах и т.п..
  • Суть требования с описанием понесенных затрат на ремонт транспортного средства, на лечение и прикреплением соответствующих чеков об оплате.
  • Сроки, в которые виновный должен связаться с потерпевшим и возместить причиненные затраты.
Внимание

Отправлять досудебную претензию следует курьерской доставкой или заказным письмом для подтверждения факта получения адресатом данного документа.

Можно ли обратиться в свою страховую?

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.

ДТП с поддельным ОСАГО у виновника

Нередко на месте аварии выясняется, что у виновника полис есть, однако он ненастоящий. Такие полисы ОСАГО покупаются недобросовестными водителями для предъявления инспекторам, останавливающим авто на дороге для проверки документов.

Поддельный полис ОСАГО отличить от настоящего возможно только путем проверки наличия в базе данных, однако к таким мерам прибегают только в случае ДТП.

К сведению

Подделка полиса – это серьезное преступление, которое несет за собой не только административную ответственность в виде лишения водительских прав и штрафа, но и уголовную ответственность без возможности избежать судебного разбирательства.

Однако поддельный ОСАГО не лишает сторон возможности договориться о мирном решении проблемы и возмещении ущерба.

В случае отказа, разбирательство будет происходить в суде, решением которого на виновного дорожно-транспортного происшествия будет возложено обязательство по возмещению всех понесенных пострадавшим растрат.

Штраф

Основной причиной уклонения водителей от оформления страхового полиса является его значительная цена в сравнении с суммой штрафа за его отсутствие.

Еще по теме  Куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему в 2020 году

Как получить выплату, а не направление на ремонт по ОСАГО?

Водителю – участнику дорожно-транспортного происшествия, в случае отсутствия страховки, придется оплатить штраф по ст.12.37 КоАП России в размере 800 российских рублей.

ДТП без ОСАГО у виновника и машина не его

При оформлении полиса, по общим правилам, лицо, заключающее договор страхования с компанией, имеет право перечислить в соответствующем документе до пяти граждан, которые имеют равное право управлять автомобилем с покрытием их вины в случае ДТП.

Также страховщики часто предлагают ОСАГО с неограниченным количеством застрахованных граждан, т.е. любого водителя определенного ТС. Поэтому, отсутствие полиса ОСАГО у конкретного водителя еще не означает, что страховая компания не возместит нанесенный потерпевшему ущерб.

Внимание

В случае, когда страховой полис на авто имеется, однако гражданин, пребывающий за рулем в момент аварии, не вписан в него, страховая возместит ущерб с получением права регрессного требования от водителя.

В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.

Так, например:

  • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
  • максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.

Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно.

Ремонт машины в автосервисе и доплата по ОСАГО

В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы бу, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2020 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

Соглашение между страховщиком и потерпевшим

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2020 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Судебная практика

Дела относительно разрешения споров, возникающих вследствие нанесения ущерба последствием дорожно-транспортного происшествия, разрешаются в ходе искового производства.

К сведению

Суды обязаны руководствоваться Конституцией, ФЗ об ОСАГО, Постановлением Пленума ВС РФ, разъясняющим порядок применения указанного выше закона, КоАП, Гражданским кодексом, ФЗ о защите прав потребителей и иными нормативно-правовыми актами.

Дела с ДТП без страховки ОСАГО у виновника рассматривается судами общей юрисдикции или мировыми судами (в случае небольших сумм ущерба до 50 тысяч рублей) по правилам территориальной подсудности. Обращение в суд, как правило, является крайним методом воздействия на виновного в аварии гражданина, после использования возможных способов мирного урегулирования спора.

Судья принимает решение на основании детального рассмотрения материалов дела и представленных сторонами доказательств своей правоты. Как правило, основная часть исков удовлетворяется судом и на виновного возлагается обязательство по возмещению нанесенного материального и морального ущерба пострадавшему.

Нюансы

Представленная категория дел имеет некоторые особенности, на которых следует сделать акцент:

  1. Суды рассматривают данную категорию исков, в среднем, два месяца.
  2. В случае уклонения ответчика от явки в судебное заседание, истец может ходатайствовать о наложении ареста на ТС виновного.
  3. Если стороны договариваются решить проблему полюбовно, лучше обратиться за услугами независимого оценщика во избежание дальнейших претензий сторон друг к другу.
  4. Многие оценочные компании предоставляют услугу по выезду автотехника на место аварии.
  5. Официальное трудоустройство ответчика не влияет на возложение судом обязанностей по компенсации ущерба.
  6. Ответственность возлагается в рамках половины размера ежемесячного дохода ответчика или 70% (в случае получения потерпевшими телесных повреждений).
Вопрос Ответ
Можно ли избежать административного штрафа при аварии без ОСАГО? Да, если решить проблему полюбовно.
Как подстраховаться при аварии без ОСАГО и решении проблемы на месте? Обеим сторонам следует взять друг с друга расписки о приеме-передаче денежной компенсации.
Как выяснить реальную стоимость полученных повреждений? Для выяснения денежной суммы, которая соответствует цене услуг по устранению, следует обратиться к компании независимых оценщиков.
Сколько стоит услуга независимой оценки повреждений при ДТП без страховки ОСАГО у виновника? Цена зависит от региона (2500-7000 руб.)
В какой суд подается иск на виновника ДТП при отсутствии у него ОСАГО? Данное исковое заявление следует подавать в суд по месту прописки ответчика.
Может ли страховая компания возместить ущерб, если виновник не вписан в полис? Да, как правило страховщик возмещает ущерб и далее взыскивает сумму компенсации с водителя.
Оцените статью
Автострахование Онлайн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.