Закон об ОСАГО обоюдная вина

ОСАГО

Обоюдная вина что это значит

Сразу необходимо отметить, что в Законе об ОСАГО и Гражданском кодексе нет определения понятия «обоюдная вина». Оно появилось со временем у сотрудников страховой компании и ГИБДД.

Под «обоюдкой» понимают, что каждый участник аварии нарушил правила дорожного движения. Именно поэтому в отношении каждого возбуждается административная ответственность, согласно которой сотрудник ГИБДД выписывает постановление.

В постановление обязательно должно быть зафиксировано:

  • какое правило нарушил участник движения;
  • какое наказание, в рамках закона, предусмотрено за его нарушение.

При, так называемой, обоюдной вине по ОСАГО нет ни виновного, не пострадавшего, поскольку все получили ущерб в результате нарушений ПДД.

Практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило ПДД. Однако возможны ситуации, когда ДТП произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. Именно в этом случае вина признается обоюдной.

Здесь возможны следующие ситуации:

  1. Оба водителя признаются виновными в ДТП, их обоих привлекают к административной ответственности. Здесь сотрудники ГИБДД оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников ДТП.
  2. Стороны оформили ДТП по “Европротоколу”, согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
  3. Установить вину невозможно. Как правило, здесь идет речь о ДТП с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке – неизвестно).

Однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили ПДД, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. Для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением ПДД и причиненным вредом. Здесь можно привести два классических примера:

  • Столкновение на трассе. Водитель Иванов превысил скорость, водитель Петров ехал с выключенными фарами. Если бы Иванов придерживался нормы скоростного режима, Петров успел бы разъехаться с ним, но если бы Петров включил свет – Иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. Здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
  • Снова столкновение, но Иванов ехал на красный свет, а Петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а ОСАГО на этот месяц было уже не действующим. Есть ли нарушение ПДД со стороны Петрова? Однозначно да. Есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? Так же однозначно нет: даже если бы Петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис ОСАГО – это не помогло бы ему избежать столкновения.

Закон об ОСАГО обоюдная вина

Водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в ДТП. Здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 ПДД. Он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке.

Именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником ДТП, даже если при этом строго соблюдал ПДД в каждом пункте.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Возможность установить степень вины в
ДТП для каждого из водителей предусмотрена статьей 1083 ГК РФ. Сделать это
можно только в судебном порядке, причем инициатором обращения в суд может выступать
любая сторона конфликта. Обоюдка при ДТП будет предусматривать следующие
варианты выплаты страхового возмещения:

  • суд
    должен определить, насколько действия каждого водителя стали причиной аварии, установить
    наличие причинно-следственной связи допущенных нарушений ПДД с возникшим ущербом;
  • степень
    вины может определяться в процентном отношении (например, 50 на 50, 80% на 20%
    и т.д.);
  • страховые
    компании будут выплачивать компенсацию исходя из данных, указанных в судебном
    акте.

В ходе судебного процесса могут
возникнуть различные нюансы, предусмотреть которые без помощи юриста крайне
сложно. Даже при установленном нарушении ПДД со стороны обоих автовладельцев,
суд может признать виновником аварии только одного водителя. Таким образом, обоюдная
вина при ДТП позволит добиться выплаты от страховой компании, однако ее сумма
будет зависеть от итога судебного разбирательства.

Если у вас возникли вопросы, связанные с
получением страховой компенсации при обоюдной вине по ОСАГО, воспользуйтесь
консультацией наших юристов. Вы можете бесплатно задать вопросы по телефону,
либо через форму обратной связи.  Мы
поможем добиться возмещения ущерба даже в самой сложной ситуации.

При обычном ДТП необходимо обращаться за возмещением в ту СК (страховую компанию), где виновник приобретал полис. Но как быть, если виновников двое? Здесь возможны следующие варианты действий:

  • Проще всего, если оба участника застраховались в одной СК. Им обоим нужно обратиться именно туда.
  • Если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в СК второй стороны.
  • Если же у одного из участников нет полиса ОСАГО или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту СК, договор с которой еще действующий. Но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

Возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в ДТП. Здесь возможны следующие варианты:

  1. Если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. В этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. Это наиболее распространенный вариант.
  2. Если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. Например, если определено, что Иванов виноват в ДТП на 70%, а Петров на 30%, то Иванов получит 30% возмещения, а Петров – 70%

Точный же размер возмещения может определяться:

  • Специалистом СК. Но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
  • Независимым экспертом-оценщиком. Важно при этом известить СК о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. Если этого не сделать, СК имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

Законодательство об ОСАГО предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от ДТП:

  1. Выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. Направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с СК, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

С марта 2017 года выбор остается за СК. Владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. Единственное исключение – это если в СК обращается инвалид: ему законно об ОСАГО прямо разрешает выбирать форму возмещения.

Тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • Если машина новая (менее 2 лет), а СК не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • Машина не подлежит восстановлению (“тотальное повреждение”).
  • Есть погибшие или раненые при ДТП.
Еще по теме  Можно ли оформить ОСАГО на месяц и как продлить страховку? Порядок действий и расчет стоимости полиса

Чтобы получить возмещение, пострадавшему при ДТП необходимо предпринять следующие действия:

  1. Уведомить СК об аварии. Срок для этого – 15 дней при оформлении в ГИБДД, 5 дней – при “Европротоколе”. Однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. Передать в СК все необходимые документы. Их точный перечень зависит от обстоятельств ДТП (например, если есть пострадавшие – потребуются копии меддокументации). Если СК недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. Срок на это – 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. Решение СК в письменном виде доводится до потерпевшего.

Если СК необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:

  • Составить претензию, в которой нужно указать, почему решение СК необоснованно и незаконно. Это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. В претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. Он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
  • Если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ – составить иск и обратиться в суд. Заявление подается по месту, где находится филиал СК, выдавший полис ОСАГО.

Выплата при ОСАГО при обоюдной вине регулируется п. 22 12 Федерального закона. Согласно этому пункту закона, каждая сторона ДТП имеет право на получение компенсационной выплаты. При этом при определении ущерба учитывается, какая была степень вины: полная или частичная.

Что касается степени вины, то ее рассматривает уполномоченный специалист страховой компании. После рассмотрения степени вины все документы передаются в суд, где окончательно выносится решение. Только после официального решения суда страховая компания может сделать выплату.

При этом важно учитывать, что не все нарушения правил ПДД послужат основанием признания обоюдной вины. К примеру, если первый водитель просто передвигался за рулем своего авто не пристегнутым и немного превысил скорость, а второй водитель выехал на встречную полосу, то виновником ДТП будет явно второй водитель.

Конечно, самый основной вопрос заключается в том: как выплачиваются деньги при обоюдке по полису ОСАГО? На самом деле вопрос очень актуальный, поэтому рассмотрим детально, как рассчитывается сумма и происходит выплата.

Закон об ОСАГО обоюдная вина

Что касается определения суммы выплаты, то на практике она составляет 50/50. Страховщики и представители суда предпочитают делить вину и сумму в равной части. На практике после принятия документов выносится моментальное решение, которое предлагают подписать всем участникам движения.

Способы выплаты

В настоящее время, в рамках закона, предусмотрены два способа получения выплаты:

  • в денежной форме;
  • путем направления на станцию.

Однако второй вариант используется на практике крайне редко. Направление на ремонт сегодня получают только жители крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург. В регионах пока работают по старой отлаженной схеме, когда сумма ущерба определяется по итогам оценки независимого эксперта.

После того, как госавтоинспектор зафиксировал страховое событие и вынес постановление о привлечении к административной ответственности обоих автомобилистов, обращение к страховщику за выплатой приведет к назначению компенсации в половинном объеме. Не всегда подобная трактовка является справедливой, и несогласная сторона вправе обратиться за пересмотром определения степени виновности в судебном порядке.

Такой порядок рассмотрения обращений за выплатами согласуется с федеральным законодательством. Ст. 22 ФЗ «Об ОСАГО» предоставляет возможность получения выплаты страхователем, признанным одновременно и пострадавшим, и виновным. Если автомобилист согласен с получением половины от реальной суммы расходов на восстановление машины, для страхового возмещения достаточно обращения к СК.

Равная виновность

Наиболее простой и часто используемый вариант решения вопроса с определением возмещения – равное распределение вины между обеими сторонами. Такая схема не требует дополнительных издержек на суд, возмещение предоставляется в стандартные установленные законом сроки. Иногда равная вина подтверждается и в ходе судебного разбирательства.

обоюдная вина по ОСАГО

Фактическое значение равного принципа возмещения можно пояснить на следующем примере:

  1. В ДТП получили повреждения два транспортных средства.
  2. При оценке ущерба расходы на ремонт первого автомобиля составили 50 тысяч рублей, на второе транспортное средство – 40 тысяч рублей.
  3. Если установлена равная вина, то оба водителя получат выплату, равную половине расходов, определенных оценщиком: 25 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.
  4. Недостающая для восстановления машины сумма оплачивается из карманов обоих водителей.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Оформление аварии, в которой пострадали и признаны виновными обе стороны, оформляют по стандартной процедуре с вызовом представителя ГИБДД. Порядок действий при обоюдной вине в ДТП следующий:

  1. Водители останавливают транспортные средства и, по возможности, включают аварийку.
  2. Выставляется знак аварийной остановки на расстоянии за 15-30 м от поврежденного автомобиля (в населенном пункте расстояние меньше, на трассе знак ставят дальше).
  3. Нельзя трогать и передвигать предметы, которые имеют отношение в ДТП.Закон об ОСАГО обоюдная вина
  4. Пострадавшим при необходимости оказывают первую медицинскую помощь. Далее вызывают скорую и представителя ГИБДД. Связываются со своей страховой компанией, извещая о ДТП, получают консультацию о дальнейших действиях.
  5. В процессе ожидания собирают максимум информации, которая позволит затем доказать свою позицию перед страховщиком. Место аварии и пострадавшие транспортные средства фотографируют. У второго виновного водителя берут контактные данные и фотографируют права, паспорт машины, страховой полис. Данный этап особенно важен, если впоследствии придется отстаивать свои интересы в суде. В качестве документальных доказательств могут использоваться фотоснимки или запись видео.
  6. Отдельное внимание при съемке обращают на следующие детали: расположение одного автомобиля относительно другого, на фоне дорожных знаков, разметки, указателей, других предметов, имеющих отношение к дорожной инфраструктуре и опознанию конкретного места, тормозной путь обоих авто и др.
  7. Правильно определить виновность позволит составленная и подписанная совместно со вторым участником схема ДТП.
  8. Если машины мешают транспортному потоку, проезжая часть освобождается, сразу после подписания схемы ДТП и съемки места события.
  9. Желательно найти свидетелей, записать их контактную информацию, попросить дать показания в присутствии представителей Госавтоинспекции, обсудить возможность дачи показаний на суде.
  10. По приезду инспектора ГАИ водители активно участвуют в составлении документов: схемы происшествия, протоколах о правонарушениях (при обоюдной вине – на двоих водителей), иных бумаг.
  11. Полученные от инспектора документы, вместе с документами водителя и на автомобиль передают в СК вместе с заявлением о наступлении страхового случая. Перед передачей пакета бумаг рекомендуется сделать нотариально заверенные копии.
  12. При несогласии с равным распределением вины, готовят иск об определении степени виновности. В таком случае выплата будет определена по указанию суда, а страховщик получит предписание организовать получение страхового возмещения.

Результат определения степени виновности на суде во многом зависит от правильного оформления документов и полноты представленных доказательств. Если возникли сомнения в справедливости определения виновного, следует тщательно контролировать вносимую инспектором информацию о ДТП, в том числе при составлении схемы аварии, детальном описании полученных повреждений и др.

Нужно учитывать, что судебное решение распространяется и на определение степени вины, и на определение виновника ДТП. В случае если судья посчитает невозможным выявить виновника вообще, права на компенсацию по ОСАГО аннулируются, так как не соблюдается главный принцип автогражданки – получение возмещения только невиновной стороной.

Еще по теме  Как правильно обращаться по ОСАГО после ДТП? Полная инструкция 2020 || ДТП без ОСАГО как оформить в Луховицах в 2020 году процедура ответственность страховая выплата документы последствия возмещение ущерба куда обращаться ГИБДД

Теперь мы разобрались, если обоюдка, будет ли выплата. Законодательство прямо устанавливает возможность компенсации при наличии одновременно условий невиновности и вины участника аварии.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было.

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение – если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться “скорой” нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда – самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет – записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по “Европротоколу”. В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям.

Закон об ОСАГО обоюдная вина

Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.

Необходимо принимать во внимание, что аварийный случай, в котором оба виновны. Оформляется по стандартной схеме. Самое главное – это не паниковать и сделать все, что прописано в правилах страхования.

Как правильно зафиксировать аварию:

  1. Первым делом необходимо остановится и оставить машину в неподвижном состоянии.
  2. После следует включить сигнал аварийной остановки и выставить знак, как минимум на расстоянии 15 метров от автомобиля. Знак необходим для того, чтобы предупредить других водителей о преграде. Если этого не сделать, придется заплатить штраф в размере 1 000 рублей.
  3. Если в результате ДТП откололись детали, то категорически нельзя их поднимать. Все должно остаться неизменным до тех пор, пока уполномоченный сотрудник ГИБДД не зафиксирует аварию.
  4. Если в результате аварии есть пострадавшие, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь.
  5. После необходимо вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара. Необходимо учитывать, что услуги последнего обойдутся примерно в 1000 рублей.
  6. Пока едут сотрудники ГИБДД записать все персональные данные второй стороны и сфотографировать место ДТП с ТС, которые получили ущерб. Дополнительно следует взять координаты свидетелей. Не лишним будет уточнить, если ли камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать страховой случай.
  7. В случае обоюдной вины необходимо составить европротокол, в котором указать все данные каждой стороны и нарисовать схему.
  8. После того как сотрудники ГИБДД все зафиксируют, можно садиться за руль своего транспортного средства и покидать место ДТП.

Как вести себя в суде

Сразу необходимо отметить, что любое судебное разбирательство – это персональное дело, которое рассматривается индивидуально. Тем не менее, если внимательно изучить практику по обоюдной выплате по ОСАГО, то можно привести несколько советов, как вести себя в суде.

Доказательство В первую очередь необходимо подготовить все необходимые документы, которые прописаны в правилах. Следует доказать в суде, что в ДТП виноваты оба участника дорожного движения.
Свидетели При необходимости следует заранее позаботиться о привлечение свидетелей, которые смогут рассказать детали страхового события и подтвердить, что по делу обоюдная вина в ДТП.
Записи В данном случае речь идет про видеозапись, которая в настоящее время принимается в суде в качестве доказательства.
Еще по теме  Как отказаться от пенсионных отчислений и можно ли это сделать по закону

При этом следует принимать во внимание, что в судебном порядке так же будут учитываться не только прямые доказательства. К примеру, часто суд принимает во внимание погодные условия. Однако если вина одного водителя, к примеру, возникла в результате гололеда, то потребуется запросить справку с гидрометеорологии.

Как доказать обоюдную вину в суде

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2020 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

Оформление ОСАГО, если вина водителей обоюдна

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Юридические “подводные камни”

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Следует помнить, что СК не занимается определением, кто виноват в ДТП и какова степень вины. По закону она и права-то такого не имеет. Поэтому если нет на руках судебного решения – вина по умолчанию считается равной. В этом случае СК выплатит каждой из сторон ровно по 50% от возмещения, если участников трое – то по 33% и т. д. Чтобы изменить пропорцию, решение суда нужно позарез.

Если постановление по административному делу о ДТП было обжаловано (законодательство дает такое право), СК имеет полное право отказать в выплате до момента, когда рассмотрение жалобы будет закончено. Поэтому здесь нужно просто ждать.

Возможна ситуация, когда в ДТП участвовали трое, но авария произошла по вине лишь двух из них, а третий пострадал “за компанию”. В этом случае выплаты будут произведены так:

  • Невиновный получит 100% возмещения.
  • Виновные – обратно пропорционально степени их вины (если нет решения суда – то по 50% каждый).

ОСАГО применяется лишь в тех случаях, когда у виновного есть полис. Если же один из водителей не был застрахован, возмещение будет проведено так:

  • Не имеющему полиса нужно обратиться в СК второго участника.
  • Застрахованному лицу обращаться надо сразу же в суд. Если нет у виновного полиса ОСАГО – ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.

ПВУ применяется в случае, если одновременно соблюдены два условия:

  1. Вред причинен только машинам.
  2. У всех участников ДТП есть полисы ОСАГО.

Как вести себя в суде

В этом случае потерпевший может обратиться в СК не виновника, а свою. Компания в свою очередь возмещает ему ущерб согласно степени вины, а затем взыскивает эту сумму с СК второго участника.

Оцените статью
Автострахование Онлайн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.