ДТП на скользкой дороге: причины, кто виноват

Страхование

Причины ДТП на скользкой дороге

Как отмечают автоинспекторы, причины зимних ДТП обычно две – заснеженные дороги и безответственные водители. Первые недостаточно хорошо убраны, а то, что не было вовремя почищено, за неделю превратилось в «опасные обледеневшие участки». Вторые же, по словам сотрудников ГИБДД, не учитывая дорожную ситуацию, неправильно выбирают скоростной режим или не соблюдают интервал движения. Как результат — полсотни аварий ежедневно с участием автомобилей, пешеходов и общественного транспорта.

Может ли снежный накат служить смягчающим обстоятельством при оформлении протокола аварий? Как направить иск ответственным за уборку дорог и выиграть суд, спросили корреспонденты Хабинфо у хабаровского юриста.

— Теоретически, потребовать компенсацию за ДТП, произошедшее из-за неочищенной дороги, можно, ведь у нас есть ГОСТЫ, нормативы, различные регламентирующие акты по содержанию автомобильных дорог, где установлено, как и в какие сроки коммунальщики обязаны убрать снежный накат,  — объясняет председатель хабаровской организации по защите потребительских прав Денис Локанцев. — Но на практике это очень сложное, долгое и затратное мероприятие.

Гололед мешает сцеплению колес автомобиля с дорогой, без чего положение машины становится неустойчивым. Она легко съезжает со своей полосы движения, опрокидывается, намного медленнее тормозит. В результате вероятность столкновения с другим ТС, переворачивания многократно повышается. Способствуют этому и другие факторы, которые без гололеда не имели бы такого важного значения:

  • Скорость машины. Речь не о превышении ее разрешенных параметров. Даже если автомобиль идет на скорости намного ниже допустимой, авария может произойти. Иногда на дороге нет знака ограничения, и водитель вынужден сам наугад выбирать безопасный режим. Но и крайне малая скорость может не спасти от ДТП.
  • Уклон, поворот. Если дорога идет сверху вниз, остановиться в случае необходимости на льду удается далеко не сразу. Не поможет даже отлично работающая тормозная система авто. То же и с необходимостью повернуть в сторону. При совершении маневра на скользком полотне машину заносит, так как он сам по себе понижает ее устойчивость за счет уменьшения сцепления колес с поверхностью.
  • Человеческий фактор. Не все автомобилисты могут мгновенно среагировать при возникновении опасной ситуации и предпринять верные действия для выхода из нее. Здесь значение имеет не только опыт и навыки вождения, но и человеческие качества.
  • Сочетание льда на дороге и сильного мороза. При этом даже зимняя резина на колесах становится жесткой. Это сильно мешает сцеплению автомобиля с полотном, то есть способствует неустойчивости и скольжению.
Еще по теме  Как вернуть деньги за коллективное страхование по кредиту?

Но это все объективные факторы, устранить которые водитель не может. А есть еще и субъективные, повышающие риск ДТП на скользкой дороге:

  • несоответствие автомобильной резины сезону и погоде;
  • игнорирование необходимости соблюдать дистанцию;
  • износ или перегрев тормозной системы;
  • плохая видимость сквозь стекло из-за неработающих дворников или отсутствия зимней жидкости в стеклоомывателе;
  • перегруз ТС.

Эти причины аварии, которые могут иметь решающее значение при гололеде, вполне устранимы.

Печальная статистика о массовом ДТП зимой

В последние несколько лет ледяные дожди зимой перестали быть редкостью. Сопровождаясь минусовой температурой воздуха, они приводят к образованию на дороге ледяной корки. Поэтому так много аварий возникает из-за гололеда, причем это явление имеет массовый характер.

Водители становятся более ответственными. А качество дорог не улучшается, что в холодное время года приводит к возрастанию числа происшествий с автомобилями и жертв.

ДТП на скользкой дороге: причины, кто виноват

08.01.2017 в Северной Каролине 250 аварий за день из-за гололеда

Их было бы значительно больше. Но некоторые автомобилисты ставят свой транспорт в гараж с ноября до мая. Ведь даже новая надежная машина может не справиться с гололедом на дороге. Доказательство тому, например, сотни ДТП, произошедшие за 3 дня прошлой осени во Владивостоке.

Кто виноват в аварии

Присутствие субъективных факторов ДТП делает ответственным за него и водителя тоже. Но он не должен быть единственным виновником. Ведь за состояние дороги отвечают не природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за этим, то есть устранять гололед посыпанием полотна реагентами и песком, устанавливать знаки временного ограничения скорости. Фирмы могут быть и частными.

Но договор на ремонт и содержание дороги эти организации заключают с государственным или муниципальным органом власти.

Все это делает возможным возложение вины за ДТП на скользкой дороге на ремонтную организацию и призванный контролировать ее работу орган власти.

Кто виноват в ДТП из-за гололеда

ГИБДД при разбирательстве аварий, совершенных на обледеневшей дороге, стремятся обвинить водителя. Сделать это проще и выгоднее по нескольким причинам:

  • В ПДД есть пункт 10.1, который требует от водителя учитывать погодные и дорожные условия. В соответствии с ними он должен выбирать скорость движения авто. А если возникла опасность, обязан предпринять меры для ее ликвидации. Если следовать логике сотрудников ГИБДД, раз авария произошла при неблагоприятной погоде, водитель ее не учел. Поэтому ехал слишком быстро, не затормозил вовремя, следовательно, он и виноват.
  • Обратить внимание на такой фактор, как состояние дороги, означает необходимость противостояния с теми, кто за него отвечает. А это солидная дорожная организация и контролирующая ее работу администрация города, поселка или области. Привлечь их к ответственности обычному инспектору сложнее, иногда это может стоить ему рабочего места.
  • Водители сами не предпринимают должных усилий для своей защиты. Они уверены, что доказывать правоту бесполезно.
Еще по теме  Осмотр машины перед покупкой как осматривать и определять реальный предпродажный пробег авто с рук и проверять подушки безопасности кузов стекла автомобиля

А их контролируют государственные и муниципальные органы власти. Так что в аварии из-за гололеда может быть виноват не только проигнорировавший погодные условия водитель, но и вовремя не посыпавшая солью полотно организация, не поставившая знак ограничения скорости или иной сигнал опасности служба. Ведь существуют даже нормативные сроки ликвидации ледяной корки на дороге в зависимости от ее группы.

Она должна быть убрана в течение 4 — 6 часов после обнаружения. И, конечно, заниматься этим следует не водителям, а службам, обязанным содержать дороги.

Как доказать невиновность

Для своей защиты водителю следует:

  • после аварии вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД;
  • сделать несколько фотографий участка, где произошла авария, со всеми подробностями;
  • найти свидетелей, записать их имена, телефоны и адреса;
  • проследить, чтобы в протоколе была информация о состоянии полотна, скользкой поверхности, отсутствии ее обработки специальными веществами, а также знаков ограничения скорости;
  • настоять на вызове инспектором ответственных сотрудников дорожной службы;
  • потребовать проведения экспертизы.

За соблюдением этого норматива обязаны следить организации, в ведении которых находится участок пути. Если эксперт обнаружит, что коэффициент меньше требуемого, значит, дорожная служба не обеспечила безопасных условий движения. То есть ее вина в происшествии имеется.

Водителю также нужно доказать, что он ехал не только с разрешенной, но и соответствующей погодным условиям скоростью. В этом могут помочь свидетели (другие автомобилисты или пассажиры его же машины). Ему могут инкриминировать нарушение пункта 10.1 ПДД. Это опровергается также экспертизой и показаниями очевидцев, собственными утверждениями водителя.

ДТП на скользкой дороге: причины, кто виноват

Многие автомобилисты устанавливают в машине видеорегистратор как раз для того, чтобы избегать проблем на дороге, в случае чего иметь подтверждение своей правоты. Аппаратура фиксирует все происходящее в салоне и на дороге. Если регистратор достаточно дорогой, он сохранит информацию о скорости ТС. Это может пригодиться при разбирательстве дела о ДТП, совершенном из-за гололеда.

Проблема в том, что суды не всегда принимают записи видеорегистратора в качестве доказательств. Мотивируется это тем, что изображение некачественное, отсутствует дата и время, другими причинами.

Но если запись есть, всегда стоит ходатайствовать о ее приобщении к делу. Ведь на ней может быть видно скользкую дорогу, отсутствие знака, требующего снижения скорости на участке. С помощью записи можно также доказать, что водитель не нарушал ПДД, ехал так, как подсказывал ограничительный символ.

Самые шокирующие ДТП на скользкой дороге

Авариям, возникшим из-за гололеда на проезжей части, нет числа. Некоторые из них удивляют масштабами:

  • В конце осени 2017 года во Владивостоке произошло несколько десятков столкновений за 2 — 3 дня. Город весь состоит из спусков и подъемов, поэтому количество разбитых машин просто зашкаливало. Водители не могли справиться с управлением, автомобили катились даже по ровным дорогам, как будто их тянули вперед. И врезались друг в друга, в стоящие машины, бордюры.
  • В октябре 2017 года под Киевом столкнулись два пассажирских автобуса. Один из водителей не справился с управлением на скользкой дороге и выехал на встречную. Серьезно пострадали 5 человек.
  • В 2016 году в США столкнулись 50 автомобилей. Причиной ДТП стали гололед и метель. В результате погибли 3 человека, 40 были травмированы. А дорогу расчищали в течение 8 часов.
  • В том же году в Выборгском районе на скользкой дороге перевернулся пассажирский автобус. Тяжелые травмы получили 7 находившихся в салоне людей.
Еще по теме  Можно ли восстановить утерянные права в другом регионе?: информация с разъяснениями

Скользкая дорога – очень опасный спутник дорожного движения. Если водитель не уверен, что справится с ним, лучше не пользоваться автомобилем в это время. А если авария все же случилась, не стоит сразу безропотно брать вину за нее на себя. Дорожные службы тоже должны нести ответственность и платить компенсации потерпевшим.

Что можно сделать

Усилия для выявления истинного виновника аварии автомобилисту следует предпринимать сразу после происшествия:

  • даже при незначительных последствиях ДТП вызывать на место сотрудников инспекции;
  • сфотографировать дорогу так, чтобы на ней была видна ледяная корка, или сделать видеозапись;
  • найти свидетелей происшествия, а также тех, кто сможет подтвердить наличие льда на поверхности полотна;
  • по прибытии инспектора настоять на составлении им акта о качестве участка дороги, особенностях ее поверхности, где было совершено ДТП;
  • отметить наличие гололеда в протоколе о происшествии;
  • потребовать вызова на место сотрудника дорожной службы.

Собирать доказательства виновности ответственных за ликвидацию гололеда нужно и потом. Для этого автомобилисту стоит пригласить адвоката, специализирующегося по подобным делам. Необходимо также проведение экспертизы. Если суд отказывается ее назначать, автомобилисту придется заказывать исследование за собственный счет.

Дорожная служба обязана представить подтверждения того, что усилия для ликвидации гололеда предпринимались, но он снова образовался. Если попыток убрать его не было, она должна ответить за создание аварийной ситуации.

ДТП на скользкой дороге: причины, кто виноват

Доказывать невиновность автомобилиста в ДТП, совершенном на скользкой из-за наледи дороге, сложно и долго. Но это лучше, чем безропотно взваливать ответственность на себя. Ведь только установлением истинного виновника можно заставить дорожные службы бороться с гололедом. Иначе количество таких аварий никогда не уменьшится.

Оцените статью
Автострахование Онлайн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.